Видение четырех зверей (гл. 7)
1. ВИДЕНИЕ (7:1-14)
а. Четыре зверя (7:1-8)
7:1-2. Предположительно этот сон и пророческие видения, Даниил видел в
553 году: дело в том, что о возрасте Валтасара и времени вступления его на царство в качестве соправителя его отца можно говорить лишь условно (среди богословов единого мнения на этот счет нет). Откровение, посланное ему во сне, показалось Даниилу столь важным, что, проснувшись, он записал этот сон.
Великое море — это обычное для Ветхого Завета название Средиземного моря (см., к примеру, Чис. 4:6-7; Иис. Н. 1:4; 9:1; Иез. 48:28). Так что видение пророка было, по всей вероятности, "приурочено" к Средиземному морю. Что касается "боровшихся на, море четырех ветров", то соответствующее еврейское слово может быть переведено и как "духи", т.е. "ангелы". В других местах Св. Писания им пользуются для выражения Божиего вмешательства в дела человеческие посредством духов (ангелов); см. Иер. 23:19; 49:36; ср. с Зах. 6:1-6 и с Отк. 7:1-13. Борение четырех духов как бы предваряет (символически) видение борьбы четырех зверей, которая последовательно станет осуществляться в человеческой истории.
7:3-4. Звери — вторая часть видения Даниила. Вот они, непохожие один на другого, вышли из моря. Во "второй части" раскрывается образ четырех монархий, которые будут сменять друг друга на земле (см. ст. 17), доколе не совершится на ней последний суд Божий, после чего на смену земным монархиям придет вечное Царство Божие (третья часть видения).
Итак, первый зверь был, как лев (символизирующий мощь и силу), но у него были крылья орлиные (символ быстроты, стремительности). Примечательно, что и лев и орел — оба служили символами Вавилонии (см. Иер. 4:7, 13; Иез. 17:3). Утрата ею — с течением времени — ее первоначальной державной мощи и военной "стремительности" передается в образе вырванных у льва крыльев. После чего он стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему. Тут возможен двойной смысл. Вавилонская "сверхдержава" превратилась после смерти Навуходоносора в обычное человеческое царство; что касается "человеческого сердца", то оно, по всей видимости, дано было (в переносном смысле) Навуходоносору, когда он "вышел из животного состояния", будучи исцелен от тяжелого душевного заболевания, посланного ему в наказание за гордыню.
7:5. Второй, зверь походил на медведя (олицетворение грубой силы). В видении Даниила он "представляет" Мидо-Персидскую державу, вышедшую на историческую арену вслед за Вавилонской империей. Медведю было сказано: "встань, ешь мяса много". Это расшифровывается как военная "прожорливость" Мидо-Персии. Начав с завоевания Малой Азии руками Кира, она окончила "поглощение" чужих земель при Дарий Гистаспе и Ксерксе, распространив свою власть почти на весь известный тогда Восток, включая Лидию и Египет (см. Есф. 1:1). Из других переводов следует, что одна сторона (или бок) медведя была как бы приподнята над другой (по-русски: стоял с одной стороны). Смысловое значение этой "детали" в том, видимо, что, хотя Мидия "поднялась" прежде Персии, та, объединившись с нею в одно царство, скоро возобладала над нею. Три клыка во рту у медведя соотносят с тремя народами, побежденными мидо-персами. Это могли быть Вавилония, Мидия и Египет. Примечательно, что приказ медведю "есть мяса много" звучит свыше; Даниилу таким образом открывается, что, действуя как бы по своей воле, царства, "пожирая" друг друга, т.е. расширяя свои территории за счет соседей, сливаясь и разъединяясь, в сущности следуют Божиему предопределенному плану, исполняют Его цель.
7:6. Третий зверь, как барс: быстрый и проворный при захвате добычи (подчеркивается наличием у него четырех птичьих крыльев), хитрый и ловкий. Это Греция при Александре Македонском, когда она распространилась в результате его завоевательных походов "на все четыре стороны света". Александр стремительно (между 334 и 330 годами до Р. X.) овладел всей Мидо-Персидской державой, но после его смерти созданная им империя распалась на четыре части (см. 8:8, 22); это и есть четыре головы барса: царства Фракийское, Македонское, Сирийское и Египетское.
7:7а. Зверь четвертый в видении Даниила не имеет "аналогов" природе. Возможно, он представлял собой какую-то чудовищную помесь. Его ужасная всесокрушающая сила символизируется железными клыками; им владеет страсть к истреблению: "непожранное" он попирает ногами (ср. с ст. 19). Это — Римская империя. По словам одного из древних историков, не было "страны под небесным сводом, на которую римляне не распространили бы своей власти. Если предшествующие царства: халдейское, персидское и греческое — распространялись лишь "в границах Востока", то Рим, по словам другого, "объял" весь Восток и весь Запад.
7:76-8. Примечательной особенностью четвертого зверя было, десять рогов. Согласно стиху 24 они представляли "десять царей". Даниил всматривался в рога зверя, непохожего на других, и, вот, увидел, как вышел между ними еще небольшой рог. Он оказался причиной того, что три рога из прежних десяти были, исторгнуты. Одиннадцатый рог на голове четвертого зверя тоже означал царя, но для Даниила очевидно резкое отличие его от "остальных царей". Глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно, которыми обладал "небольшой рог", выдают в нем человеческое существо, много видящее и знающее и обладающее непомерной гордыней и боговраждебностью. Подробнее см. об этом в толкованиях на ст. 19-26.
б. Повеление Ветхого днями (7:9-12)
7:9-10. В пророческом сне его Даниилу — после видения четырех зверей — явлены были престолы и Ветхий днями, Который воссел на одном из них. Это Бог (ср. с Ис. 43:13; 57:15а), под контролем и попечением Которого каждый человек и все народы. Абсолютные чистота и святость Божественного Старца символизируются белизной Его одеяния и волос (напомним, что волна — это выбеленная шерсть ). Каждая из "подробностей" славы Господней, описываемой Даниилом, имеет свое смысловое значение. Господь есть Бог ревнитель, и это передано в огненном виде Его престола и колес (ср. с видением Иезекииля в 1-ой главе его книги). Пылающий огонь есть непреходящий символ Бога и непрестанного действия Его на все живущее во вселенной: передано в образе огненной реки, "выходящей" из-под престола и вечно текущей пред ним. Даниил видит тысячи и десятки тысяч (тьмы тем) ангелов, слуг Божиих, окружающих Его престол. Пророку представлены в его видении сцена суда (см. ст. 26) над миром: судьи сели, и раскрылись книги (ср. с Отк. 20:12). Он видит то, что будет: придет день, когда Бог, дающий силу и власть народам и царствам, станет судить их.
7:11-12. Лаконично, но выразительно говорит Даниил о полном уничтожении "у него на глазах" богоборческой силы, символизируемой одиннадцатым рогом на голове четвертого зверя. В человеческой истории этим событием, превосходящим по своему значению и масштабам все, что происходило до того, будет положен конец "времени язычников" (Лук. 21:24,27). Власть у всех предыдущих царств ("зверей") была отнята прежде — у каждого в свое время (см. последнюю фразу в ст. 12).
в. Явление Сына человеческого (7:13-14)
7:13-14. В видении пророка (в третьей его части) суд Божий над четвертым зверем, завершившись, кладет начало вечному Царству Сына человеческого. Итак, духовному взору Даниила предстает Мессия, Который шел, с облаками небесными и, приблизившись к Ветхому днями, подведен был к Нему. Титул "Сын человеческий", который неоднократно прилагал к Себе, Иисус Христос взял из этого пророчества Даниила (см. Map. 8:31 и Иоан. 1:51, а также толкования на эти стихи). Передача Отцом Сыну власти над всеми народами — во владычество вечное {свидетелем чему является пророк Даниил) совершается во исполнение обещания Отца Сыну, записанного в Пс. 2:6-9; это произойдет во Второе пришествие Христа (Мат. 24:30; 25:31; Отк. 11:15). Царство Его не разрушится (ср. с 7:27). По истечении Своего тысячелетнего правления на земле Господь Иисус Христос, низложив всех Своих врагов, передаст Царство вечности Отцу — "да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15:24-28).
2. ТОЛКОВАНИЕ (7:15-28)
а. Даниил получает объяснение относительно четырех зверей (7:15-17)
7:15-17. Сильно взволнованный всем, что предстало взору его, пророк (в видении своем!) подошел к одному из стоявших перед престолом (очевидно, это был архангел Гавриил, судя по 8:16 и 9:21) и спросил у него об истинном значении всего того, что явлено теперь ему, Даниилу. И услышал в ответ, что четыре больших зверя представляют четырех царей (олицетворяющих четыре царства земли). Мы уже знаем, что это Вавилония (лев), Μидо-Персия (зверь, похожий на медведя, с тремя клыками), Греция Александра Македонского (крылатый барс с четырьмя головами) и Рим (страшный зверь, непохожий на других).
б. Обещание Израилю (7:18)
7:18. После уничтожения четвертого зверя (которое произойдет во второе пришествие Христа — о "вхождении" в новое время той "Римской империи", которая в видении Даниила олицетворяется четвертым зверем, см. в толкованиях на 7:24), святые Всевышнего, примут царство. Тут речь о верующих евреях (см. ком. на ст. 25), не о верующих века Церкви. Ибо в Ветхом Завете нет откровения о существовании Церкви в наше время. То, что в продолжение "времени язычников" (начавшегося с царствования Навуходоносора) народ Израильский как бы "отставлен в сторону", есть мера дисциплинарного воздействия на него Господа Бога. В пределах "времени язычников" четыре империи, сказано было Даниилу, будут подниматься одна на смену другой, и от каждой из них будут пребывать в зависимости земля и народ Израиля. Но завет Бога с Давидом останется непоколебимым (см. 2 Цар. 7:16; Пс. 88:1-5) и в конечном счете осуществится. Эта мысль и звучит (в отношении верующих евреев времени возвращения на землю Христа) в окончании ст. 18.
в. Подробное объяснение относительно четвертого царства (7:19-28)
1) Даниил просит объяснения. 7:19-20. Объяснение относительно первых трех зверей пророк, видимо, понял без труда. Но видение четвертого зверя привело его в ужас, и он попросил ангела (по всей вероятности, Гавриила — см. 8:16; 9:21) подробнее рассказать о нем и о десяти рогах, на голове у него, и об одиннадцатом, вновь вышедшем.
2) О суде над зверем. 7:21-22. Несколько вещей относительно этого небольшого рога уже открылось прежде (ст. 8): 1) он появился после 10 рогов (царей; см. ст.
24) и какое-то время "сосуществовал" с ними; 2) вероятно, его действием исторгнуты были 3 рога из десяти; 3) этот рог наделен был интеллектом (о чем свидетельствуют человеческие глаза у него); 4) он был дерзок и высокомерен (см. ст. 11).
Теперь же (ст. 21-22) еще три факта относительно небольшого рога открываются Даниилу: 5) он будет угнетать (преследовать) святых Всевышнего (см. ст. 25). Пророк сознает, что и этот рог представляет некую личность; в 7:24 он отождествляется с царем. Как и в 7:18, под "святыми" в ст. 21 понимается народ Израиля. Библейская логика в анализе исторических событий подводит нас таким образом к выводу, что речь тут идет о преследовании израильского народа в годы великой скорби. 6) Тот, кто представлен одиннадцатым рогом, одержит над ним победу (Я видел, как этот рог, превозмогал "святых"; ст. 21) и подчинит его своей власти (см. Отк. 12:13-17; 17:7). 7) "Рог" будет судим Богом (ср. с Отк. 19:19-20), и Израиль, который освободится от подчинения ему, овладеет царством, обещанным ему по завету (окончание ст. 22 ср. с ст. 18).
3) Пределы царства четвертого зверя. 7:23. Хотя исторически территориальные рамки четвертого царства (превосходившие пределы трех предыдущих!) были ограничены, сфера действия грядущего правителя этого царства включит в себя всю землю. Даниилу было сказано, что он (в лице своего царства) будет пожирать, попирать и сокрушать ее (ср. с Отк. 13:7). Не ясно ли, что здесь провозвестие некоего мирового правительства, которое возглавит не имевший прецедента диктатор!
4) О десяти рогах и о роге, отличном от них (7:24-25). 7:24. Ангел объяснил Даниилу, что десять рогов означают десять царей четвертого царства. Царство это, или империя, несмотря на великую свою силу (ст. 7, 23), будет постепенно слабеть, приходить в упадок, подвергнется разделу (см. толкование на 2:41-43 — относительно железных и глиняных частей "истукана", увиденного во сне Навуходоносором). Когда в 5-ом веке после Р. X. дикие орды, двигавшиеся с севера, овладели Римской империей, они не стали объединяться в какую-то иную империю, но положили начало самостоятельным этническим образованиям, принимавшим мало-помалу государственные формы. Некоторые из сложившихся таким образом народов и те, которые в свою очередь произошли от них, существуют и по сей день. Наша эра, следовательно, может быть названа эрой десяти рогов четвертого зверя. И в этом смысле можно говорить о "продолжении" в ней древней Римской империи. (Заметим, однако, что некоторые премиллениалисты держатся иного взгляда на этот счет: они полагают, что время "десяти рогов" еще не наступило, и что современный век Церкви "не просматривается" в видении Даниила; 10 царей, говорят они, станут править в будущей восстановленной Римской империи, или той, которая будет соответствовать ее пределам.)
Уточнения, когда именно после десяти царей, восстанет тот иной, Даниилу дано не было. Сказано лишь было, что он подчинит себе трех царей (названных в ст. 8 "тремя рогами"). Это значит, что при своем восхождении к власти "небольшой рог" возьмет власть над тремя из десяти народов.
7:25. И еще несколько фактов, связанных с будущим диктатором, открывается пророку. Он воспротивится власти Бога (И против Всевышнего будет произносить слова; ср. с Отк. 13:6). Подробнее сказано Даниилу об угнетении им святых Всевышнего; см. ст. 21. Он овладеет столицей израильтян (см. 11:45), полностью подчинит их своей власти: продлится это три с половиной года (так расшифровывают фразу до времени и времен и полувремени — ср. с Дан. 12:7 и Отк. 12:14; то же число лет находим в Отк. 11:2; 13:5 и в 12:6). Подразумеваются три с половиной года времени великой скорби.
5) Обещание Израилю. 7:26-27. Но наступит день суда, который совершит Бог Отец (ср. с ст. 10). В тот день "небольшой рог" будет осужден Им, и отнимется у него власть губить и истреблять. В ст. 11 мы читаем о том, что "зверь, убит" за богохульные слова рога, и это надо понимать как отождествление империи четвертого зверя с последним правителем ее. Итак, "небольшой рог" будет уничтожен (ст. 11 ср. с 2 Фес. 2:8 и с Отк. 19:20). Произойдет это во Второе пришествие Иисуса Христа. В начале тысячелетнего Его царствования Сыну Человеческому дана будет власть управлять народом святых Всевышнего, т. е. народом Израиля (см. 7:18,22), и через него — всеми "народами и племенами" (7:14; см. заключительную фразу в ст. 27). Тысячелетнее Царство получит продолжение в вечности.
6) Реакция Даниила. 7:28. Пророческая панорама времен (или времени язычников) глубоко потрясла Даниила. По-видимому, тогда он никому не рассказал о полученном им откровении. Но записал его, и оно вошло в книгу, носящую его имя.
Трудно не провести параллель между тем, что открыто было пророку Даниилу в этих его "снах-видениях", и откровением, много раньше полученном в вещем его сие царем Навуходоносором (см. гл. 2). Прежде всего оба откровения охватывают время язычников. Из обоих следует, что Израиль и его земля будут последовательно находиться под властью четырех мировых империй. Первой была Вавилония, представленная в первом случае золотой головой истукана, а во втором — крылатым львом. Второй была Мидо-Персидская империя (серебряные грудь и руки истукана и медведь, один бок которого выше другого). Третьей была Греческая империя, представленная во сне Навуходоносора "чревом и бедрами медными", а в видении Даниила — четырехглавым крылатым барсом. Четвертой была Римская империя (железные голени истукана и ноги его из железа и глины во сне вавилонского царя, а в видении Даниила — зверь страшный, непохожий на других). Закованным в железо римским армиям "не соответствовали ли" железные ноги истукана (2:40) и большие железные зубы четвертого зверя (7:7)! В истории это "выглядело" так: власть над большей частью тогдашнего мира перешла от Ассирии к Вавилону в 609 г. до P. X., от Вавилона к Персии в 539г. до P.X., от Персии к Греции — в 330 году, и, наконец, от Греции к Риму — в первом веке до P.X.
К концу времени язычников власть над миром будет захвачена некоей личностью, символизируемой в видении Даниила небольшим рогом. Личность эта, предприняв попытку уничтожить народ, с которым Бог связал Себя узами завета, попытается таким образом помешать установлению на земле Царства Иисуса Христа. Не об антихристе ли, о котором читаем в книге Откровение, идет речь и тут! Конец короткого правления его (на протяжении семи лет — см. толкование на "одну седьмину" в 9:27) положен будет
Вторым пришествием Христа. Возвратившись на землю, Он — во исполнение Божиего завета с Израилем — установит на ней Свое Тысячелетнее царство.
С точки зрения амиллениалистов "небольшой рог" уже появился на земле в какой-то момент в прошлом (но после первого пришествия Господа). Это неверно, и вот почему: а) правитель "мирового масштаба" (7:23) с тех пор "не появлялся"; б) не было и такого, который покорил бы себе трех из десяти "царей"; в) как и такого, который "угнетал" бы Израиль (ст. 21) на протяжении трех с половиной лет (ст. 25). Не говоря уже о том, что ни один из известных на сегодняшний день могучих правителей не был уничтожен в результате возвращения Иисуса Христа (см. ст. 26). Заметим, что "небольшой рог" отождествляли и с римско-католическим папством. С библейскими данными эта точка зрения тоже не увязывается. Не говоря уже о том, что "небольшой рог" прямо назван царем, власть пап, принявшая в свое время государственный характер и распространившаяся на многие территории, тремя с половиной годами отнюдь не ограничилась. Далее: никто из пап не концентрировал свои усилия на угнетении именно Израиля, и папство вовсе не было уничтожено возвращением на землю Христа.
источник
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий