Исход

«Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный.» Иоиль 2:31«The sun shall be turned into darkness, and the moon into blood, before the great and the terrible day of the LORD come.» Joel 2:31
That Jew Died For You - Этот Еврей умер за тебя

суббота, 8 марта 2014 г.

ЛИЦЕМЕРИЕ

Читая Библию/№3(84)—2013
Андрей СУХОВСКИЙ

«Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12:1)

Практически все упреки, звучащие из уст Христа в Евангелиях, адресованы фарисеям. Иисус не критикует власть Ирода или несправедливость римской оккупации, однако то и дело распекает фарисеев. Конечно, это вовсе не означает, что Его устраивало правление Ирода или захват Иудеи иноземными войсками. Но фарисейская закваска, по мнению Господа, была более опасна, чем нечестивый политический режим. Последний был лишь внешней угрозой для духовной жизни, лицемерие же – угроза внутренняя.
Но что такое лицемерие? В чем его суть?
Греческое слово, использующееся в оригинале Нового Завета, кроме лицемерия означает также актерство, лицедейство. Лицемер скрывает свое истинное «я» за определенной ролью. Он неискренен (хотя может отлично сыграть искренность). Фальшивые улыбки, поддельный интерес, театрально разыгрываемые чувства – маски, которые лицемер надевает на себя. Лицемерие и есть примерка масок, «лиц».
Христос обвиняет фарисеев в неподлинности бытия. Сущность лицемерия, вероятнее всего, заключается в несоответствии внешнего и внутреннего. Наши чувства и мысли не совпадают с нашими словами. Наши слова не соответствуют жизни. Подобное несовпадение и есть лицемерие.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф.23:25-28).
При этом важно отметить, что лицемерие – это не просто несовпадение внешнего и внутреннего. Это, скорее, попытка выдать «внешние декорации» за внутреннее содержание.
Где же в нашей духовной жизни наиболее вероятно проявление лицемерия? Где «зоны риска»?
Прежде всего, - это сфера отношений. Лицемерие – грех публичный.
В Нагорной проповеди Иисус упоминает благотворительность, молитву и пост - самые благочестивые, по мнению иудеев, занятия. Однако лицемеру и нужны общественно значимые формы благочестия. Жертвовать, молиться и поститься необходимо так, чтобы окружающие это обязательно заметили и оценили. Это праведность, которая утратила вертикальное измерение. Здесь нет стремления угодить Богу, но есть желание привлечь внимание публики к собственной персоне.
И ведь нет ничего плохого в том, чтобы помогать бедным или молиться в общественных местах. Вопрос только в том, для чего мы это делаем, у кого ищем воздаяния? Перед нами проблема мотивов. Лицемером движет стремление показаться лучше, чем он есть на самом деле.
Хотя, это не самая дурная форма лицемерия. Тут хоть нищие выигрывают что-то. Хуже, когда человек рассуждает о жертвенности, а сам и ломаного гроша нуждающемуся не даст. Делать доброе из нечистых побуждений все же лучше, чем делать злое, прикрываясь словами о благородных мотивах.
В чем причина лицемерия? Где кроется его движущая сила?
Чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим один библейский эпизод из Послания к Галатам апостола Павла. Он пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием» (2:11-13).
Почему Петр поступил подобным образом? Почему стал сторониться язычников?
Он опасался, что в противном случае братья из Иерусалима отвергнут его. Он страшился упасть в их глазах, так как их мнение было для него важно.
Почему мы надеваем на себя маски? Почему разыгрываем из себя нечто, нам несвойственное?
Вероятно, есть два основных мотива.
Первый мотив – это боязнь лишиться человеческого признания, любви, уважения. Нам страшно, что нас не поймут, отвергнут… Именно этот страх, очевидно, испытывал Петр.
Второй мотив связан с жаждой получить большее признание, любовь и уважение людей. Такую жажду испытывали фарисеи. Иисус говорил о них: «Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!» (Мф. 23:5-7).
Нетрудно заметить, что какой бы мотив не лежал в основе лицемерия, ключевую роль, в любом случае, играет ориентация на мнение людей. Лицемер всегда озабочен тем, что подумают о нем окружающие.
В Нагорной проповеди Христос описывает мотивы дел лицемеров:
- чтобы прославляли их люди… Мф. 6:2
- чтобы показаться перед людьми… Мф. 6:5
- чтобы показаться людям… Мф. 6:16.

Любовь и уважение людей становятся важнее любви Божьей, слава человеческая - славы Божьей. И самое грустное, что замещение это может происходить незаметно для нас самих.
Можно ли победить лицемерие в собственном сердце? Если да, то как это сделать?
Первое решение мы находим в Нагорной проповеди. Победить лицемерие можно, если пресечь жажду признания «на корню», сделав свою праведную жизнь тайной.
«У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:3,4).
Это, конечно, не означает полной конспирации, суть не в этом. Дитрих Бонхеффер очень точно выразил суть заповеди о тайне: «Явность следования Христу – для кого она должна быть тайной? Не для других людей – они, напротив, должны видеть, как светит свет учеников Христа; но она должна быть тайной, пожалуй, для того, кто творит явное».
«Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая…» Мы призваны делать добрые дела, не ведя им счет, не замечая себя.
Благодаря тайне мы можем преодолеть первый мотив лицемерия – жажду славы и признания. Но как быть со вторым мотивом – с боязнью быть отвергнутым и непонятым?
Здесь необходимо иное решение. Одним из ярких примеров людей, выстоявших перед страхом отвержения, является апостол Павел. Он писал: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал. 1:10).
Что позволило Павлу устоять, если не любовь Божья? Человеку, который укоренен в Божьей любви, совсем не так важно, что думают о нем окружающие и как они к нему относятся. Если он делает что-то, то не ради «показухи».
В другом месте Павел пишет: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1 Кор. 4:3,4)
Освобождение от боязни освистания и от жажды аплодисментов. Освобождение от тяги постоянно доказывать что-то другим и самому себе, закрепляя свой духовный «status quo». Как такое возможно? Возможно ли? Ведь все мы в той или иной степени, в тех или иных ситуациях лицемерим…
Самым первым шагом к нелицемерной вере будет признание нашей неспособности справиться с лицемерием, с двойственностью существования. Только осознав, что «человекам это невозможно», мы открываем, что «все возможно Богу» (Мр. 10:27).
http://sukhovskiy.blogspot.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий